Ксения Рубец прокомментировала для Deita.ru возрастающий интерес к правовым проблемам биоэтики.
Биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным прогрессом биомедицинской науки и практики. Комментарий Ксении Рубец для издания Deita.ru
Эксперт: Правовые вопросы биоэтики послужат развитию законодательства
К основным проблемам биоэтики относят, в том числе, и проблему эвтаназии Биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным прогрессом биомедицинской науки и практики.
Биоэтику можно рассматривать в различных аспектах: во-первых, — это мультидисциплинарная область исследования условий и последствий научно-технического прогресса в биомедицине; во-вторых, — это сфера академической, образовательной деятельности. С 2000 года биоэтика введена как предмет обязательного преподавания в медицинских вузах России; в-третьих, — это бурно развивающийся социальный институт. Он включает сложную систему международных (на уровне ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, Совета Европы и т.д.), национальных (в системе государственных и профессиональных организаций), региональных и локальных (в структурах исследовательских и практических организаций) этических комитетов.
К основным проблемам биоэтики относят, в том числе, и проблему эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной).
По мнению Ксении Рубец, специалиста по международному частному праву Юридической фирмы «Инмар», возможность закрепления эвтаназии на законодательном уровне вызывает множество вопросов и противоречий. Подтверждением этому служит опыт некоторых зарубежных стран.
В частности, в одном из штатов Австралии — Северной Территории — Закон от 25 мая 1995 г. разрешил активную эвтаназию под тщательным контролем и при соблюдении ряда необходимых предварительных условий. Однако 25 марта 1997 г. вышеназванный закон был отменен (38 голосами против 33). Такая позиция законодателей противоречила общественному мнению (за возможность эвтаназии высказался 81% взрослого населения Австралии).
Также интересен опыт Канады: известно несколько судебных процессов с участием смертельно больных людей, отстаивающих свое право на совершение самоубийства при врачебном содействии. Комиссией Сената были изучены указанные дела, и в 1995 г. министр юстиции заявила, что о легализации эвтаназии не может быть и речи. В то же время общественными организациями, отстаивающими право на достойную смерть, был проведен ряд акций в поддержку законного признания эвтаназии.
В Нидерландах эвтаназия до недавнего времени была теоретически запрещена. Тем не менее, в 1993 г. был принят закон, защищающий докторов от уголовного преследования за эвтаназию при наличии определенных условий. 12 июля 1999 г. правительство представило законопроект о легализации врачебного содействия при самоубийстве. Законопроект был принят нижней палатой парламента 28 ноября 2000 г., и Голландия стала первой страной в мире, закрепившей закон об эвтаназии и самоубийстве при врачебном содействии.
Более того, с 1 марта 2012 года в Нидерландах стали функционировать специальные медицинские мобильные бригады, помогающие тяжелобольным людям добровольно уйти из жизни. Вызвать медицинскую бригаду могут пациенты, которые получили отказ на проведение процедуры в других медицинских учреждениях.
«Согласуется ли деятельность такого «патруля смерти» с международными нормами в области защиты прав и свобод человека и гражданина – сложно сказать. Правомерность и необходимость применения эвтаназии следует рассматривать отдельно в каждом конкретном случае» — утверждает Ксения Рубец.
Еще одна острая биоэтическая проблема – допустимость аборта. Позиция различных государств по отношению к этому вопросу, как и в случае с эвтаназией, весьма неоднозначна. В одних странах, таких, как Ангола, Египет и Индонезия, аборты категорически недопустимы. В других, в числе которых Марокко, Саудовская Аравия и Южная Корея, искусственное прерывание беременности допустимо лишь в случае, когда оставление плода угрожает жизни и здоровью матери, либо были обнаружены неисправимые нарушения в развитии эмбриона, способные привести к его длительной болезни или смерти. В третьей группе стран аборты разрешены по просьбе женщины (Россия, Румыния, Франция).
Таким образом, нет ничего удивительного в том, что в Египте, Индонезии и Анголе врачи идут на риск и проводят операцию по искусственному прерыванию жизни плода.
Естественно, что такие действия расцениваются властями соответствующих стран, во многом построенных на жестких религиозных догматах, не только как преступление, но и как грубейшее нарушение канонов этики и морали. «Соглашаться или нет с их позицией – вопрос сугубо индивидуальный» — утверждает специалист Юридической фирмы «Инмар».
На почве все больше возрастающих противоречий по оценке допустимости эвтаназии и аборта, а также других медицинских процедур, составляющих основные проблемы биоэтики, мировое сообщество в лице ЮНЕСКО планирует проведение ряда международных форумов и конференций, посвященных данным вопросам. В частности, 2-5 сентября 2012 г. в г. Тверия (Израиль) состоится 8-я Международная конференция по образованию в области биоэтики: контент, методы, тренды. В рамках конференции планируется обсуждение правовых проблем защиты прав пациентов и оказания помощи умирающим пациентам (хосписы и организации паллиативной помощи). Также 23–25 сентября 2012 г. на базе Медицинского факультета Университета г. Риеки (Хорватия) состоится IX конференция Международного общества клинической биоэтики «Глобальная и фундаментальная биоэтика» и «От новой медицинской этики к интегративной биоэтике».
Интерес к правовым вопросам биоэтики послужит дальнейшему прогрессивному развитию законодательства многих государств в сфере биомедицины.
Источник: Deita.ru