Верховный суд пришел к выводу, что служба заказа такси, а не конкретный водитель или собственник авто может нести ответственность, если пассажир попадет в ДТП

Так, наследники погибшей в ДТП пассажирки обратились в суд с требованием о возмещении погребальных расходов и компенсации морального вреда. Ответчики — сайт-агрегатор (служба заказа такси), собственник машины (ИП) и водитель такси (наемный сотрудник предпринимателя).

Как часто бывает в таких случаях представители агрегатора утверждали, что служба заказа оказывала лишь информационные услуги по поиску информации о клиентах, а непосредственно перевозкой агрегатор не занимался. Примечательно, что и первая, и вторая инстанции поддержали такую позицию в рамках уже сформировавшейся порочной практики. Но Верховный суд занял совершенно иную и, на мой взгляд, верную позицию.

Суд решил, что такой сайт-агрегатор оказывал агентские услуги, поскольку сайт от своего имени искал пассажиров такси, принимал от них заказы и передавал их исполнителю услуги. Сайт-агрегатор действовал от своего имени, что помимо прочего подтверждалось и рекламной продукцией сайта и текстом СМС-сообщений, направляемых службой заказа пассажирам. Значит, служба заказа как агент обязана перед наследниками погибшей пассажирки по правилам пункта 1 статьи 1005 Гражданского кодекса. Тот факт, что фактически услугу оказывали индивидуальный предприниматель и его сотрудник, значения не имеет.