Кирилл Возисов прокомментировал новеллы, связанные с упрощением порядка защиты авторских (смежных) прав в сети Интернет…

Правообладатели уже с 1 мая 2015 г. смогут использовать внесудебные меры для прекращения нарушений их авторских и (или) смежных прав в Интернете и других сетях. Эта возможность появится и у лицензиатов, получивших исключительную лицензию на объект таких прав.

Поводом для применения названных мер является обнаружение в информационно-телекоммуникационных сетях (далее — сети) интернет-сайта, на котором без разрешения правообладателя или в отсутствие иного законного основания размещена информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, либо сведения, необходимые для получения данных объектов с использованием сетей (далее вместе — незаконно размещенная информация).

Правообладатели, уполномоченные ими лица или указанные лицензиаты вправе обратиться к владельцу сайта с заявлением о нарушении авторских и (или) смежных прав. Оно может быть направлено как в письменном, так и в электронном виде, в том числе посредством заполнения специальной формы на сайте, если таковая предусмотрена. Заявление должно содержать ряд обязательных сведений, например данные о незаконно размещенном объекте авторских и (или) смежных прав, а также о наличии прав на этот объект.

По результатам рассмотрения заявления владелец сайта удаляет незаконно размещенную информацию или отправляет заявителю уведомление с приложением доказательств правомерности ее размещения. Отметим, что владелец сайта может попросить уточнить сведения, указанные в заявлении.

За неоднократное и неправомерное размещение информации, содержащей объекты авторских и (или) смежных прав, либо сведений, необходимых для получения этих объектов с использованием сетей (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии), на основании вступившего в силу судебного акта может быть ограничен доступ к сайту, причем без возможности разблокировки (ст. 15.6 Закона об информации в редакции рассматриваемого Закона и ч. 3 ст. 26 ГПК РФ в редакции рассматриваемого Закона).

По мнению Кирилла Возисова, данные новеллы продолжают ранее принятые поправки в ГК РФ, посвященные привлечению к ответственности провайдера, под которым в данном случае необходимо понимать лицо, содействующее размещению, передаче и (или) получению информации через сеть.

В настоящий момент в России применяется так называемый «европейский» подход к проблеме привлечения к ответственности веб-посредника: провайдер не несет ответственности за действия пользователей в том случае, если выполняет определенные условия, связанные с характером предоставления услуг и взаимодействием с субъектами информационного обмена и лицами, чьи права нарушаются действиями пользователей.

Необходимо отметить, что ранее 1 августа 2013 года вступил в силу «антипиратский» закон, который создал возможность блокировать доступ к сайтам, распространяющим кино- и телефильмы с нарушением авторских прав. Сейчас же данный перечень расширен всеми объектами авторских и смежных прав, кроме фотографий.

Безусловно, не решены многие вопросы, в частности, по разработке процедуры взаимодействия правообладателя, владельца сайта, хостинг-провайдера, суда и правоохранительных органов. Тем не менее, очевидны позитивные сдвиги в данной области.