Павел Фигуров прокомментировал для РИА PrimaМedia заявление главы Роспотребнадзора относительно деятельности коллекторских агенств
Российские «специалисты по взысканию долгов» требуют защитить их честь и достоинство в суде.
Резкие заявления главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко по поводу деятельности российских коллекторов довели чиновника до суда. Центр развития коллекторства (ЦРК) обратился с иском к Роспотребнадзору в Арбитражный суд Москвы с требованием защитить честь, достоинство и деловую репутацию российских «борцов с долгами». Сумма иска символическая — 1 рубль, и, по мнению наблюдателей, суд ЦРК откажет. Впрочем, как указал РИА PrimaMedia приморский эксперт, с юридической точки зрения заявления главного защитника прав потребителей страны не совсем однозначны. Также выяснилось, что не все коллекторы жаждут уличить Онищенко во лжи.
Один из пунктов «обвинения» Геннадия Онищенко, заявленный им на одной из недавних пресс-конференций, заключается в том, что, по его мнению, коллекторы «запугивают людей, занимаются телефонным терроризмом, страшат «черными списками» и тем, что потребитель финансовых услуг не сможет получить загранпаспорт, а также выезжать за границу».
Юрист Юридической компании «Инмар» Павел Фигуров считает, что в данном случае проблема не в существовании коллекторских агентств. «Сами банки также могут использовать подобные способы давления на должника. Должник должен знать свои права и уметь их отстаивать. В случае если коллекторы преступают закон, следует обращаться за помощью в правоохранительные органы. По большей части проблема в низкой правовой культуре должников, которые не знают, какие у них есть права и как их защищать, чем и пользуются недобросовестные коллекторы», — отмечает он.
Глава Роспотребнадзора также поставил под сомнение законность коллекторской деятельности. «Передача банком обязательств физического лица коллекторским организациям является грубым нарушением российского законодательства», — заявил он. Деятельность профессиональных борцов с долгами незаконна, поскольку не учитывает специфику договорных отношений, считают в ведомстве, возглавляемом Онищенко. Кроме того, банки, которые заключают договор с заемщиком, лицензируются, а у коллекторов нет специальной лицензии. И, когда право взыскания долга передается коллекторскому агентству, тем самым нарушается банковская тайна.
По словам г-на Фигурова, в настоящее время в России отсутствуют нормативные правовые акты, которые запрещают передачу права требования от банков к коллекторским агентствам или запрещают деятельность последних. «Основным аргументов Роспотребнадзора является то, что только банки, имеющие соответствующую лицензию, могут предоставлять денежные средства в кредит, — напомнил г-н Фигуров. — В связи с этим, по выводам ведомства, передача права требования по кредиту от банка к коллекторскому агентству не соответствует законодательству. Вместе с тем, агентство, когда к нему переходит право требования, не предоставляет денежные средства в кредит, следовательно, и не должно иметь соответствующую лицензию. Прямой запрет на передачу права требования по кредитным обязательствам от банка к коллекторским агентствам в действующем законодательстве отсутствует».
В некоторых случаях банкам действительно ничего не остается, кроме передачи наиболее «плохих» долгов в чужие руки. В случае если должник оспаривает требования банка, предъявленные к нему в судебном порядке, затягивает рассмотрение спора по существу, уклоняется от уплаты, или скрывает залог, то реструктуризация долга банком фактически невозможна, указывает заместитель председателя правления Примсоцбанка Сергей Маринин.
«Впрочем, продажа долгов коллекторам не рассматривается в качестве приоритетного способа работы с долгами, потому что они переуступаются третьим лицам за 0,5-10% от общей суммы задолженности, — подчеркнул собеседник агентства. — Это может быть простым способом для банков, в которых отсутствуют отделы по взысканию просроченной задолженности».
Как бы то ни было ситуация на рынке коллекторов в последнее время начинает улучшаться, считает г-н Фигуров. По его мнению, специализированные агентства все меньше испытывают методы давления и все больше пытаются «работать» с должником — предлагать ему график погашения задолженности, оказывать поддержку.
У представителей Роспотребнадзора, очевидно, на этот счет другая точка зрения. В свежем релизе, который был размещен на сайте ведомства, вместо публичных извинений, которых требовало коллекторское сообщество, повторяется тезис об отсутствии такого вида самостоятельной предпринимательской деятельности как «взыскание просроченной задолженности». Более того защитники прав потребителей наносят в нем решительный удар по моральному облику специалистов по взысканию долгов: «Характерно, что каждое «коллекторское агентство», непременно стремящееся подчеркнуть свою важную социальную миссию в деле цивилизованного управления просроченной дебиторской задолженностью всячески открещивается от «серых» коллекторских агентств.
Однако из обращений, периодически поступающих от граждан в Роспотребнадзор, следует что, почему-то именно исключительно к последней категории коллекторов прибегают банки. Их содержание вполне определенно указывает на то, что все «консультации и психологическая помощь» в рамках «поддержки должников» сводятся к выбиванию под страхом уголовного преследования далеко не бесспорных долгов с сомнительными штрафами, угрозам описи имущества, ночным звонкам родственникам и т.п.», — говорится в релизе.
Что характерно, в большинстве местных коллекторских агентств корр. РИА PrimaMedia отказались давать какой-либо комментарий по поводу «атак» Роспотребнадзора. Некоторые сослались на соответствующие указания, спущенные в регионы из центральных офисов агентств.
Тем не менее, один из представителей коллекторского сообщества Владивостока на условиях анонимности сообщил, что в душе согласен с некоторыми тезисами Онищенко.
Разрешить давно назревшие проблемы призван закон «О деятельности по взысканию просроченной задолженности», проект которого сейчас обсуждается в Министерстве экономического развития. На этот документ с определенной надеждой смотрят все заинтересованные стороны.
«Решение проблемы здесь действительно видится в принятии закона, детально регулирующего деятельность коллекторских агентств, — говорит юрист Юридической компании «Инмар». — Необходимо определить, что именно представляет собой коллекторская деятельность, какие права требования могут свободно передаваться третьим лицам, а какие могут передаваться только коллекторским агентствам. При этом, представляется, что деятельность коллекторов, работающих с физическими лицами, должна не просто регламентироваться законом, но и контролироваться сверху. Таким органом контроля, в частности, может стать саморегулируемая организация, вступление в которую будет необходимо для коллекторских агентств».
А пока проект долгожданного закона ходит по правительственным коридорам, специалисты напоминают задолжавшим гражданам, чьи обязательства переданы в подобные организации, об их правах. Представляя интересы кредитора, коллектор обязан подтвердить свои полномочия, представив должнику доверенность от банка или договор уступки долга. Также следует требовать полный пакет документов с расчетами задолженности. Все, что может предпринять коллектор в рамках действующего законодательства — подать в суд иск, доказать собственную правоту, получить исполнительный лист и передать его в службу судебных приставов. Угрозы и оскорбления в адрес гражданина недопустимы — в таких случаях надо обращаться в правоохранительные органы.
Источник: PrimaMedia