Реклама в интернете – новые риски
Никита Сафин комментирует для для Делового журнала «Эффект» соответствующие изменения законодательства.
Реклама в интернете, размещенная с нарушениями, несет риск привлечения к ответственности. Не так давно Роскомнадзор анонсировал рост проверок рекламных интернет-кампаний и первые крупные штрафы.
Штрафы с 1 сентября действуют и для «длящихся» рекламных кампаний, которые будут в интернете на эту дату, даже если их загрузили раньше. За некоторые нарушения уже привлекают к ответственности: например, за отсутствие на материале пометки «Реклама» и сведений о рекламодателе закон предусматривает штрафы до 500 000 руб.
Реклама в интернете — что включается в это понятие и как правильно подойти к оформлению рекламных публикаций.
Сочтут ли публикацию в интернете рекламой зависит от ее цели, подачи и места размещения. Если цель – информировать о продаже конкретного товара или оказания услуги, публикация не будет рекламой.
Но если мы говорим об описании товара или услуги вместе с их качественными характеристиками — такое описание станет рекламой. То есть, если мы употребим обороты вроде: «быстрая доставка», «отменное качество» и т.д., то данная информация станет рекламой. Также контент сайта могут признать рекламой в интернете, если об отдельном товаре дать избыточную и положительно эмоционально окрашенную информацию, призывы приобрести товар.
В законе есть два критерия, по которым нужно проверить рекламу перед публикацией в интернете.
Первый критерий — добросовестность. Публикация не должна порочить конкурента или содержать некорректные сравнения с другими товарами или услугами. Например, если публикация будет содержать утверждение, что товар вашего конкурента уступает по качеству вашему, уполномоченный орган посчитает это недобросовестным поведением.
Второй — достоверность. Закон запрещает рекламу, которая искажает смысл информации и вводит в заблуждение. Например, если в рекламе есть не вся информация о рекламируемом товаре или компания намеренно умалчивает о важных условиях.
Что делать если антимонопольная служба посчитает вашу рекламу незаконной.
В таком случае уполномоченный орган вынесет предписание об устранении нарушений. После этого имеется два варианта: согласится с предписанием, скорректировать или удалить рекламу или же обжаловать. Сделать это можно как через суд, так и путем направления жалобы в вышестоящий орган. Последний способ более оптимальный, занимает меньше времени.
Реклама в интернете – требования по маркировке
Помимо этого, в настоящее время закон требует соблюдения маркировки рекламы. Маркировать надо онлайн-рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей.
Реклама в интернете должна маркироваться уникальными токенами, которые выдает Роскомнадзор. Для этого требуется предоставить информацию о договоре и рекламной кампании в Единый реестр интернет-рекламы. Маркировка должна содержать пометку «реклама» и сведения о рекламодателе.
Также нужно помнить об отчетности. Сведения о рекламе должны быть направлены в Единый реестр интернет-рекламы. Ответственность за отсутствие сведений о рекламе в реестре – до 200 000 руб. для компаний и индивидуальных предпринимателей.
Источник: Деловой журнал «Эффект», ноябрь 2023