Нарушение авторских прав права на маркетплейсах. Комментарий Никиты Сафина для Делового журнала «Эффект»
Нарушение авторских прав — актуальная проблема развития маркетплейсов
Развитие малого и среднего бизнеса в РФ ведет к увеличению конкуренции на рынке и поиску новых способов ведения бизнеса. Одной из возможностей развития является выход на маркетплейсы.
Однако нередко последствием работы на маркетплейсе для предпринимателей являются судебные тяжбы. Чаще всего это связано с нарушением авторских прав или торговлей без зарегистрированного товарного знака.
Большинство маркетплейсов строго следят за тем, какие бренды попадают к ним на витрину, просят заранее предоставить свидетельство о регистрации товарного знака.
При этом, название вашего бренда может не быть точной копией чужого. Нарушение авторских прав возникает, если обозначение схоже до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком (по звуковым, графическим или другим характеристикам).
Что грозит за нарушение авторских прав и торговлю товарами без разрешения правообладателя?
При нарушении права на интеллектуальную собственность правообладатель может обратиться в суд. Это касается как использования чужого товарного знака, так и дизайна товара, фото или текста. Правообладатель может потребовать:
— компенсации. Ее размер зависит от степени нанесенного ущерба, прибыли продавца от реализации товара, срока использования на страницах площадки и т. д. Размер компенсации всегда индивидуален, можно лишь провести примерную грань:
Если продавец еще не успел ничего продать, просто увидели факт присутствия товара на сайте маркетплейса, то штраф за нарушение авторских прав может быть до 150 тысяч рублей.
Средние продажи — максимальная сумма 1,5 млн.
Если нарушение авторских прав носит длительный характер, продавец получает значительную прибыль, то размер штрафа может достигать 5 млн.
— У продавца могут конфисковать товар, который нарушает авторское право. Например, при нанесении изображения товарного знака на футболках.
Нередко предприниматели стараются зарегистрировать изображения и бренды конкурентов в качестве товарного знака. Так у них появится возможность обратиться в суд за компенсацией.
В связи с уходом иностранных компаний с российского рынка возникает вопрос: можно ли продавать товары, которые были ввезены с помощью параллельного импорта?
Компании ушли, но исключительные права остались, поэтому все также нельзя продавать и производить товары без документов.
Для продажи нужно подтвердить, что он ввезен легально и первый покупатель действительно купил товар у владельца бренда. Подтвердить цепочку поставок можно, например, с помощью накладных на товар. Без верификации товара маркетплейс не допустит товар к продаже.
Что делать, если вы получили претензию о нарушении авторских прав?
Досудебный порядок в спорах о нарушении интеллектуальных прав обязателен. Если вы получили такую претензию, то стоит оценить насколько она обоснована, имелись ли нарушения. Возможно стоит договориться о мирном решении вопроса. В данном случае ведение переговоров лучше поручить юристу, ведь он сможет оценить перспективы и попытаться снизить суммы компенсации на переговорах.
Отказаться от переговоров стоит только в случае отсутствия каких-либо нарушений или необоснованного размера компенсации, но в таком случае вашу добросовестность нужно будет доказать в суде.
Единственный способ защитить свою продукцию, свой бренд, свою репутацию как продавца – своевременно зарегистрировать товарный знак.
В качестве товарного знака для работы на маркетплейсах можно зарегистрировать название и/или логотип.
Для регистрации товарного знака потребуется проверить его уникальность и соответствие законным требованиям, составить заявку, оплатить госпошлину и направить документы для проведения двухэтапной проверки, которая длится в среднем около года.
Источник: Деловой журнал «Эффект», сентябрь 2023