Нарушение авторских прав права на маркетплейсах.  Комментарий Никиты Сафина для Делового журнала «Эффект»

нарушение авторских прав

Нарушение авторских прав — актуальная проблема развития маркетплейсов

Развитие малого и среднего бизнеса в РФ ведет к увеличению конкуренции на рынке и поиску новых способов ведения бизнеса. Одной из возможностей развития является выход на маркетплейсы.

Однако нередко последствием работы на маркетплейсе для предпринимателей являются судебные тяжбы. Чаще всего это связано с нарушением авторских прав или торговлей без зарегистрированного товарного знака.

Большинство маркетплейсов строго следят за тем, какие бренды попадают к ним на витрину, просят заранее предоставить свидетельство о регистрации товарного знака.

При этом, название вашего бренда может не быть точной копией чужого. Нарушение авторских прав возникает, если обозначение схоже до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком (по звуковым, графическим или другим характеристикам).

Что грозит за нарушение авторских прав и торговлю товарами без разрешения правообладателя?

При нарушении права на интеллектуальную собственность правообладатель может обратиться в суд. Это касается как использования чужого товарного знака, так и дизайна товара, фото или текста. Правообладатель может потребовать:

— компенсации. Ее размер зависит от степени нанесенного ущерба, прибыли продавца от реализации товара, срока использования на страницах площадки и т. д. Размер компенсации всегда индивидуален, можно лишь провести примерную грань:

Если продавец еще не успел ничего продать, просто увидели факт присутствия товара на сайте маркетплейса, то штраф за нарушение авторских прав может быть  до 150 тысяч рублей.

Средние продажи — максимальная сумма 1,5 млн.

Если нарушение авторских прав носит длительный характер, продавец получает значительную прибыль, то размер штрафа может достигать 5 млн.

— У продавца могут конфисковать товар, который нарушает авторское право. Например, при нанесении изображения товарного знака на футболках.

Нередко предприниматели стараются зарегистрировать изображения и бренды конкурентов в качестве товарного знака. Так у них появится возможность обратиться в суд за компенсацией.

В связи с уходом иностранных компаний с российского рынка возникает вопрос: можно ли продавать товары, которые были ввезены с помощью параллельного импорта?

Компании ушли, но исключительные права остались, поэтому все также нельзя продавать и производить товары без документов.

Для продажи нужно подтвердить, что он ввезен легально и первый покупатель действительно купил товар у владельца бренда. Подтвердить цепочку поставок можно, например, с помощью накладных на товар. Без верификации товара маркетплейс не допустит товар к продаже.

Что делать, если вы получили претензию о нарушении авторских прав?

Досудебный порядок в спорах о нарушении интеллектуальных прав обязателен. Если вы получили такую претензию, то стоит оценить насколько она обоснована, имелись ли нарушения. Возможно стоит договориться о мирном решении вопроса. В данном случае ведение переговоров лучше поручить юристу, ведь он сможет оценить перспективы и попытаться снизить суммы компенсации на переговорах.

Отказаться от переговоров стоит только в случае отсутствия каких-либо нарушений или необоснованного размера компенсации, но в таком случае вашу добросовестность нужно будет доказать в суде.

Единственный способ защитить свою продукцию, свой бренд, свою репутацию как продавца – своевременно зарегистрировать товарный знак.

В качестве товарного знака для работы на маркетплейсах можно зарегистрировать название и/или логотип.

Для регистрации товарного знака потребуется проверить его уникальность и соответствие законным требованиям, составить заявку, оплатить госпошлину и направить документы для проведения двухэтапной проверки, которая длится в среднем около года.

Источник: Деловой журнал «Эффект», сентябрь 2023