ЮФ Инмар: «ДТП в гололед – мэрия не виновата»

ДТП в гололед — многие водители в зимний переод обвиняют мунициальные службы в том, что повышенная аварийность на дорогах это следствие их ненадлежащей работы. Действительно зачастую причиной дорожно-транспортного происшествия является не невнимательность водителя, а недобросовестная работа служб, ответственных за состояние дорожного покрытия. В зимнее и весеннее время гололед усугубляет ситуацию на дорогах. Всегда ли водитель автомобиля будет нести ответственность при ДТП в гололед и в каких случаях можно взыскать причиненный ущерб с муниципальных органов власти?

Если ДТП в гололед произошло в результате заноса или неэффективного торможения на льду, а водитель при этом нарушил правила, ответственность целиком ложится на виновника аварии. Инспекторы ГИБДД неизбежно вынесут решение о его виновности, отменить которое не так просто. Если дорога прямая, ровная, хорошо просматривается, то ответственность также будет нести водитель. Согласно пункту 10.1 ПДД «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом … дорожные и метеорологические условия…».

Но даже если дорожники спустя рукава относятся к своим обязанностям, для суда необходимо документальное подтверждение их вины. И наивно обвинять дорожников в том, что они не посыпали дорогу специальными средствами спустя пять минут после того, как повалил снег. В данном случае против гололеда закон бессилен. Если дорогу не посыпали несколько часов, а то и дней, то даже самому опытному юристу трудно будет что-либо противопоставить всесильности пункта 10.1. Аналогичная ситуация, если машина стала неуправляемой на скользком спуске — водитель, как лицо, управляющее источником повышенной опасности понесет ответственность. Зимние шины и разумная скорость движения — хороший способ избежать проблем. А лучше всего следовать советам ГИБДД и не выезжать в снегопад на своем автомобиле без крайней необходимости.

Другое дело, когда гололед выступает косвенной причиной ДТП. Например, дорожники ведут работы, но никак не обозначили участок, не выставили ограждения. И если днем можно разглядеть опасность, то ночью это практически невозможно. ДТП более чем вероятно, если водитель, даже не нарушая правил, поздно заметит препятствие и не успеет затормозить на оледенелом асфальте. Подобные нарушения дорожников и коммунальщиков несложно доказать, представив суду фотографии, показания свидетелей и результаты экспертизы, из которой следует, что водитель не нарушил вышеназванный пункт 10.1.