Навязчивые звонки — как бороться с агрессивной телефонной рекламой

навязчивые звонки

Навязчивые звонки — одна из форм агрессивного маркетинга.

Навязчивые звонки — в последнее время каждый сталкивался с такой формой агрессивного маркетинга. Навязчивые звонки с разнообразными предложениями нарушают сразу два федеральных закона: о рекламе и о персональных данных. Персональные данные — это имя, фамилия, отчество, номер телефона и электронная почта. Федеральный закон «О персональных данных» защищает эту информацию. Без согласия гражданина на обработку личных данных компаниям нельзя их использовать, тем более в целях распространения рекламы.

По словам юристов «Инмар», согласно закону «О рекламе», чтобы прорекламировать свои услуги, компании могут звонить Вам только с Вашего согласия. Узнайте у звонящего, откуда у их компании Ваш номер телефона, кто разрешил им использовать Ваши личные данные, давали ли Вы письменное согласие на обработку персональных данных. Требуйте уничтожить Вашу персональную информацию из базы данных. Также постарайтесь узнать полное название организации, фамилию, имя и должность сотрудника, который Вам звонит. Всю эту информацию нужно будет указать в жалобе.

Куда жаловаться на навязчивые звонки

Пожаловаться на навязчивые звонки можно в Федеральную антимонопольную службу. Можно отправить заявление почтой, принести лично в отделение ФАС, либо заполнить форму на портале Госуслуг или на официальном сайте ФАС.

Доказательствами нарушения будут служить запись и детализация звонков. Детализация покажет, с какого номера и в какое время были осуществлены навязчивые звонки. Аудиозапись или письменная расшифровка разговоров даст понять, что Вас действительно беспокоили и пытались навязать покупку товара или услуги. Закон не запрещает запись телефонных разговоров, однако если интересуетесь именем и фамилией звонящего, то есть его персональными данными, предупредите, что ведёте запись.

Штрафы за навязчивые звонки

Если компания не докажет наличие Вашего согласия на получение рекламы, её оштрафуют по ст. 14.3. КоАП РФ. Суммы штрафа для должностных лиц — от 4 000 до 20 000 рублей, для компаний — от 100 000 до 500 000 рублей.

Пожаловаться на нарушение законодательства в области персональных данных можно также в Роскомнадзор. Жалобу можно подать лично в любом отделении Роскомнадзора, отправить по почте заказным письмом или заполнить форму онлайн на официальном сайте. Если нарушение закона выявят, то компанию-спамера оштрафуют по ст. 13.11. КоАП РФ.