Опасно привлекательно

12.12.2013 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин огласил ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в котором четко и однозначно поставил перед соответствующими властными структурами следующие задачи:

— улучшение делового климата РФ, в частности, путем подъёма Сибири и Дальнего Востока как «национального приоритета на весь XXI век, беспрецедентного по масштабу»;

— улучшение состояния рынка труда и упорядочение иностранной трудовой миграции в РФ[1].

Процесс решения первой из вышеуказанных задач, можно сказать, «движется семимильными шагами»: об этом может свидетельствовать оперативные подготовка  и внесение на обсуждение проекта ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока» (далее - «Проект[2]»).

Согласно п. 1 ст. 2 данного Проекта под ТОРами следует понимать территории регионов Дальнего Востока, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации в целях развития регионов Дальнего Востока установлены особые правовые режимы осуществления предпринимательской и иной деятельности.

При этом, помимо прочего, особый правовой режим предполагает просто беспрецедентные льготы в трудовой сфере: статья 20 Проекта устанавливает, что

— получение работодателем разрешений на привлечение и использование иностранных работников не требуется;

— приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также разрешения на работу иностранным гражданам на территории опережающего социально-экономического развития выдаются без учета квот на их выдачу;

— оформление приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (при необходимости оформления таких приглашений) и разрешений на работу иностранным гражданам осуществляется через управляющую компанию или дочернее общество управляющей компании;

И самое «вкусное»:

— требование к размеру заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированного специалиста, предусмотренное Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не применяется.

Казалось бы, вот оно, счастье: устранение ненужных, на первый взгляд, нормативных барьеров как для работодателя, так и для работника, особенно если его трудовая деятельность на территории РФ требует получения визы; решение проблем со «слишком дорогими» ВКС, которых раньше некоторые компании (ИП) не могли себе позволить из-за императивных норм п. 1 ст. 13.2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»; возможность забыть это неприятное и сулящее множество проблем слово - «квоты»...

Но к чему в итоге приведет реализация таких существенных «послаблений» на практике?

Этим вопросом озадачились специалисты Юридической фирмы «Инмар».

В частности, Ксения Рубец, принимавшая участие в IV Петербургском Международном Юридическом Форуме 2014 г., посетила сессию под названием «Работник в транснациональной компании. Найм иностранного персонала в условиях мировой глобализации[3]», в ходе которой обсудила со Статс-секретарем, первым заместителем руководителя ФМС РФ Егоровой Е.Ю[4]. проблему фактического действия статьи 20 Проекта.

По мнению Ксении Рубец, за фасадом вышеназванных льгот скрывается благодатное поле для существенных нарушений норм трудового и миграционного законодательства, среди которых - отсутствие контроля со стороны ФМС за фактическим исполнением условий трудового (гражданско-правового) договора с иностранным работником и неограниченный приток иностранных граждан в регион, что никак не вяжется с улучшением состояния рынка труда и упорядочением иностранной трудовой миграции в РФ (усиление ответственности работодателей за использование труда иностранных работников; найм на основании патента; контроль за целями въезда иностранных граждан и прочее и прочее).

Таким образом, не смотря на уже существующие недостатки в контроле и регулировании иностранной рабочей силы в РФ со стороны ФМС, положения Проекта могут еще более усугубить ситуацию, просто сняв с Миграционной службы обязанность по такому контролю и переложив ее на пока еще «эфемерную» Управляющую компанию.

Эдакое немудреное решение «Есть проблемы в исполнении полномочий? Нет полномочий — нет проблем!».

При этом, сам представитель ФМС — Егорова Е.Ю. — согласилась с Ксенией Рубец, в частности, сказав о том, что «Если не применять к ВКС критерий заработной платы, то сама идея ВКС - дискредитируется. Это оправдано в отношении «Сколково», поскольку «Сколково» — локальная точка с абсолютно особым правовым режимом. Применительно же к Дальнему Востоку реализация норм статьи 20 Проекта не совсем, на мой взгляд, верна и обоснована».

Чтож, поживем — увидим.

Остается надеяться, что в исполнение положений статьи 20 Проекта будут разработаны четкие и понятные как работодателю, так и работнику инструкции, правила и механизмы, уточняющие и упорядочивающие такие привлекательные, но, при этом, «опасные» льготы.