Дорожный беспредел. Часть 2

Ах, наши любимые «продавцы полосатых палочек», доблестные инспекторы ДПС ГИБДД, что же вы с нами делаете... Наши взаимоотношения так запутанны, что впору писать целый роман.

Этим мы и решили заняться на досуге — при помощи нашего постоянного консультанта, старшего юриста компании ИНМАР Кирилла Возисова и настоящего сотрудника ГАИ по имени М.К. Твоему вниманию представляется вторая часть учебного пособия «Гаишник прав не всегда».

Скоростной режим

Больное место всех наших водителей. Ведь какой русский не любит быстрой езды. Гаишники, кстати, не исключение, но вот понимание этой национальной особенности они, увы, проявлять не любят.

И вот он, блюститель скоростных ограничений, стоит, вытянув радар, и машет своей полосатой палочкой. Наверное, рад тебе.

В соответствии с законом, права использовать какие-либо приборы, не прошедшие метрологическую поверку или имеющие просроченные документы о поверке, у инспектора нет. Любой радиолокационный измеритель скорости (радар) должен быть опломбирован и иметь свидетельство государственной поверки. Если этих данных о радаре нет в протоколе или постановлении об административном правонарушении, то его можно обжаловать.

Конечно, ты можешь попросить инспектора предоставить свидетельство государственной проверки радара, но, к сожалению, он тебе его может не дать: нет у него законодательной обязанности постоянно держать все бумажки при себе. Так что обязательно запиши серийный номер радара в протоколе (если этого не сделает инспектор) — серийный номер должен быть одинаковым как на радаре, так и в документах на радар. При оспаривании постановления в суде к материалам дела будут приобщены документы на радар. Так что если вдруг выяснится, что номер на приборе и в документах не совпадает, суд отменит постановление о привлечении к административной ответственности. Без свидетельства о поверке показания этих измерительных средств тоже недействительны и в судах не учитываются.

Хитрая разметка

Многие водители замечают, что в некоторые повороты просто невозможно вписаться так, чтобы не перекрыть движение всем остальным его участникам: участок прерывистой линии настолько короток, что повернуть можно только под прямым углом. А за пересечение сплошной у нас известно что — лишение прав. Так вот, в соответствии с ГОСТ 23457-86, разметку следует наносить под прямым углом к оси полосы движения, возможно ближе к пересекающей проезжей части. На глаз правильность нанесения разметки определить трудно, но при оспаривании постановления об административном правонарушении обязательно следует ссылаться на несоблюдение требований ГОСТа. Условия, при которых ты нарушил ПДД (вследствие чего, возможно, стал участником ДТП), обязательно зафиксируй на фотоаппарат, и суд их учтет при вынесении решения.

Беременная женщина в состоянии аффекта

Есть такие обстоятельства — смягчающие, чтобы «не так больно было падать». Лучше, конечно, заранее выяснить, где подстелить соломку. Смягчающие обстоятельства одинаковы для всех административных правонарушений:

  • раскаяние;
  • добровольное сообщение о правонарушении;
  • предотвращение вредных последствий своего правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
  • состояние аффекта или стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств;

Следующие два пункта к тебе вряд ли относятся:

  • несовершеннолетие правонарушителя;
  • беременность или наличие малолетнего ребенка (только для женщин).

Есть еще всякие другие, не указанные в законе, обстоятельства, которые могут быть признаны смягчающими. Не забудь их все указать.

Увозим, увозим, увозим...

«За что?!» — кричишь ты в отчаянии, когда твой автомобиль, печально качаясь на стропах, загружается в эвакуатор.

А вот за что:

  • за отсутствие необходимых документов;
  • за неработающие тормоза (ручник не считается), рулевое управление или сцепление;
  • за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;
  • за «пьяное» вождение;
  • за нарушение правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов;
  • за невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
  • ну, и наше любимое — за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а также за остановку или стоянку транспортного средства в тоннеле.

Вообще, машину твою задерживают до устранения причины. Так что, если ты успел прибыть на место неправильной парковки до того, как твое авто увезли на эвакуаторе, плати только штраф 300 рублей или просто выслушай предупреждение.

А если ты забыл документы, то попроси кого-нибудь их подвезти в течение часа — практически любой инспектор пойдет тебе навстречу и подождет, прежде чем увозить твою машину.

Плата за перемещение транспортного средства, за первые сутки его хранения на специализированной стоянке и за блокировку не взимается!

Кроме того, с твоего автомобиля могут снять госномера и запретить пользоваться им, если:

  • машина слишком загрязняет воздух или шумит (не «на глазок», а по соответствующим нормативам);
  • не пройден техосмотр;
  • неправильно поставлены звуковые или световые сигналы (например, нахлобучена мигалка), незаконно нанесены «опознавательные знаки» оперативных служб;
  • имеются какие-то неисправности, при которых эксплуатация запрещена (список есть в ПДД);
  • нет страховки ОСАГО.

В этом случае ты имеешь право все-таки двигаться к месту устранения названных причин (только если это не технические неисправности — такие, как, например, неработающие тормоза) аж целые сутки! То есть можешь пройти техосмотр, застраховаться, исправить неисправности и спокойно продолжить эксплуатацию своего транспортного средства.

Кстати, если протокол составляется в твое отсутствие, в нем должны быть подписи двух понятых. При вручении протокола водителю ему обязательно сообщается, где находится его авто.

«Горячая» машина

А если вдруг выясняется, что автомобиль, которым ты управляешь, угнанный?

КоАП РФ не предусматривает в качестве основания для задержания автомобилей, числящихся в розыске. Но при этом, согласно ст. 11 ФЗ «О милиции», сотрудники милиции имеют право задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске. Процедура эта очень серьезная: составление протокола, понятые, опечатка багажника и т.д. — обязательны.

Даже в этом случае ты можешь подать начальнику ОВД заявление с просьбой о выдаче автомобиля под «сохранную» расписку с обязательством предоставить автомобиль по первому требованию ОВД и продолжить ездить на нем до момента выяснения обстоятельств.

При составлении протокола задержания автомобиля требуй внесения в протокол всех произведенных тобой улучшений машины (новый двигатель, колеса и т.д.). Если ты хранил автомобиль на платной стоянке или арендовал гараж, собери документы, подтверждающие сумму твоих расходов. При передаче автомобиля прежнему владельцу он обязан возместить тебе все траты по хранению машины, а также стоимость всех улучшений, произведенных в ней.

Незнание не освобождает

Каждый год в ПДД вносятся какие-то изменения. За этими новшествами не уследишь! Спешим тебя огорчить: аргумента: «А я не знал!» — тут не существует. По закону, любой принятый нормативно-правовой акт публикуется в официальном источнике и по истечении десяти дней вступает в силу (либо в нем указывается дата, с которой он вступает в силу). А перед законом все равны, и выписывать протоколы по новому ПДД тебе начнут сразу же, не дав времени на изучение новой книжечки.

Такая же история со знаками. Никто не будет предупреждать тебя о «новинках» на твоем маршруте. Да, ты живешь в этом районе уже 20 лет и всегда поворачивал налево, когда ехал в магазин за булочками. Но в один прекрасный день обнаруживаешь где-то в кустах знак «поворот запрещен» и инспекторов, стригущих купоны...

В соответствии с ГОСТом, дорожные знаки, светофоры, ограждающие и направляющие устройства должны размещаться с учетом их наилучшей видимости участниками дорожного движения как в светлое, так и в темное время суток, удобства эксплуатации и обслуживания, а также исключения возможности их непреднамеренных повреждений. При этом они не должны закрываться от участников дорожного движения какими-либо препятствиями (кустами, баннерами и пр.). Так что ты вполне можешь оспорить постановление, указав местоположение знака (подтвержденное фотодокументами), которое не соответствовало ГОСТу.

Невиноватая я!

Тебе собираются выписывать штраф, но ты не согласен — ведь ты совершенно и абсолютно невиновен! Требуй составления протокола, в котором обязательно укажи, что не согласен, не бойся подписывать протокол в графе «Подпись лица, в отношении которого возбуждено дело». Эта подпись вовсе не означает, что ты признал свою вину.

Если тебе были объяснены права и обязанности и протокол полностью отражает состояние дел, смело ставь и вторую подпись. Главное — не подписывать описание того, чего на самом деле не было! Копия протокола остается у тебя.

Стажеры на дороге

Это такая особая категория гаишников, с которыми тебе придется общаться наверняка. Стажер абсолютно бесправен — он может только стоять в сторонке и смотреть, хотя часто его посылают выполнять работу инспектора (надо же ему как-то учиться!). Но это не значит, что ты можешь глумиться над ним и потешаться. Потому что где-то неподалеку обязательно сидит его «старший товарищ», который отправил его на задание, — он может подойти «на зов», тогда и начнутся серьезные проблемы. Так что если стажер вдруг, забывшись, составляет протокол и ставит свою подпись, веди себя тихо, как мышка: с подписью стажера этот документ недействителен.

Дуньте, пожалуйста

Совсем недавно, нынешним летом, был принят новый закон о том, как должна проводиться проверка степени опьянения водителей, подозреваемых в этом самом опьянении.

Для начала: для такой проверки нужны ДОСТАТОЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ (запах спиртного изо рта, неустойчивая поза, нарушение речи, покраснение лица, странное поведение). Если ты отказываешься от освидетельствования, то инспектор все равно его проводит, но уже с двумя понятыми. Отказываться не рекомендуется — это стопроцентное признание своей вины. Перед началом проверки инспектор информирует водителя о порядке освидетельствования с применением технического средства измерения, целостности клейма государственного поверителя, наличии свидетельства о поверке или записи о поверке в паспорте технического средства измерения. То есть ты имеешь полное право потребовать все документы на «трубочку». Если концентрация превышена, составляется акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Копия этого акта выдается водителю.

Направить на медицинское освидетельствование тебя могут, если ты отказываешься проходить освидетельствование на месте, если ты не согласен с его результатами и если «трубочка» показала отрицательный результат, а у инспектора есть серьезные основания полагать, что ты все-таки пьян. При направлении составляется протокол в присутствии двух понятых, копия — тебе.

Медицинское освидетельствование может проводиться только в специальных лицензированных медучреждениях (это могут быть и передвижные медпункты) и только врачом, прошедшим специальную подготовку по этому вопросу. Акт составляется в трех экземплярах (водителю, инспектору и медицинской организации), заверяется печатью с названием медучреждения и наименованием подразделения, в котором проводилось освидетельствование.

Как тебе уже наверняка известно, с 1 июля 2008 года под состоянием опьянения следует понимать наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, наличие наркотических или психотропных веществ в организме человека.

Обрати внимание на следующие моменты: ты будешь признан судом виновным, если, во-первых, твой автомобиль был законно остановлен сотрудниками ДПС ГИБДД и если ты управлял автомобилем на тот момент (никто не запрещает тебе сидеть пьяным за рулем в припаркованном автомобиле, ведь в этот момент ты не водитель по ПДД). Во-вторых, если инспектор на законных основаниях направил тебя на медицинское освидетельствование. И, наконец, если все бумаги были составлены верно. Доказать, что автомобиль в момент появления инспектора стоял на месте, помогут объективные данные: температура двигателя, запись разговора на диктофон, свидетельские показания.

Платить или не платить?

Выписанный тебе административный штраф должен быть оплачен тобой не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Копию документа об оплате нужно отвезти должностному лицу, вынесшему постановление. Если этого не происходит, данное лицо направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Потом тебя ждет увеличение этой суммы в два раза либо арест на срок до 15 суток.

Подставы на дорогах

Подстава — это умышленное создание условий для нарушения Правил дорожного движения и ДТП. Если такое случилось с тобой или у тебя есть подозрение, что это была «разводка» со стороны ГАИ, то собирай доказательства, и виновника накажут уже в уголовном порядке.

Сейчас подставы принимают все более изощренные формы. К примеру, нечистоплотные гаишники заказывают грузовик, который едет очень медленно. Нервные водители решаются на обгон, а там их ждет засада, которая собирает права. Или деньги.

Еще, бывает, нанимают резвых старушек перебегать дорогу в положенном месте. В общем, вариантов подстав много.

Запомни главное правило: не устраивай разборки на дороге и не плати деньги. Включи аварийную сигнализацию, запиши номер патрульной машины, позвони в ГИБДД и в страховую компанию. Если есть основания утверждать, что это была подстава, при составлении протокола и схемы ДТП так и напиши в заявлении: «Считаю, что была подстава». Всегда вози с собой диктофон и фотоаппарат (у многих все это есть в сотовом телефоне). Звони знакомым, чтобы подъехали. От энергичных водителей мошенники сбегают сами.

Учиться и еще раз...

Обучение на дорогах сейчас разрешено только с инструктором с соответствующими документами, и гаишники взяли за правило приезжать на аэродром на Седанке, где практикуются новички, и штрафовать ничего не подозревающих девушек, которых ты там учишь делать «змейку» или парковку задним ходом.

Внимательно прочитай еще раз: на дорогах. А согласно ПДД «дорога» — это «обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения». Так что можно сделать вывод, что обучающий, имеющий специальные документы, должен находиться рядом с обучающимся ТОЛЬКО НА ДОРОГАХ.

Вопрос в том, считается ли старый аэродром дорогой? Если тебе хватит красноречия убедить подъехавших инспекторов, что нет, продолжай обучать свою подругу вождению. Если не хватит — придется отдать ее в руки инструктора. С учетом определения понятия «дорога» стоит признать, что аэродром этому определению соответствует, но всегда можно найти основания оспорить такое решение сотрудников ДПС (например, что они там делали, на основании каких ведомостей).

Не бойся отстаивать свои права! Иди в суд, будь юридически подкованным, не отдавай деньги при первой же угрозе. Все вместе мы сможем победить коррупцию на дорогах!