Дорожный беспредел. Часть 1

Какими только эпитетами не награждают наши водители любимых «продавцов полосатых палочек». Конечно, не все сотрудники ГИБДД МВД России так уж плохи. Есть среди них и настоящие профессионалы, искренне преданные своему делу. Однако уровень коррупции в данной области просто зашкаливает — с этим не поспоришь.

Как же выйти сухим из очередной «дорожной баталии»? Разобраться в этом вопросе нам помогут наш постоянный консультант Кирилл Возисов и настоящий сотрудник ГАИ под именем М.К.

Мигать не запрещено

Как начинается наше знакомство с конкретным патрулем Госавтоинспекции? Тебе мигают фарами встречные водители. Это значит одно: впереди засада. Кстати, мигание фарами не запрещено.

Согласно п. 19.11 Постановления правительства РФ «О Правилах дорожного движения» ты имеешь право предупреждать других водителей об обгоне. Поэтому не торопись платить штраф, просто убедительно аргументируй инспектору свои действия со ссылкой на вышеуказанный пункт ПДД. Скорее всего, от тебя сразу отстанут. Если нет — зафиксируй свои аргументы в протоколе.

Рояль в кустах

Первый же вопрос, возникающий у нас: а ему вообще разрешено сидеть там, в кустах? А еще первее: кто там сидеть может?

Контролировать соблюдение Правил дорожного движения могут исключительно сотрудники ГИБДД МВД России и участковые инспекторы милиции. Другие службы милиции могут останавливать тебя, если в городе вводится специальный план, «Перехват», к примеру. Или совместно с ГАИ, но по решению руководителя органа внутренних дел.

Существуют следующие виды контроля: открытый (обычный) — на автомобилях или мотоциклах со специальной окраской — и скрытый — на «гражданском транспорте». Он осуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее — лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие.

Решение об осуществлении скрытого контроля принимает командир строевого подразделения или начальник ГИБДД, о чем делается соответствующая запись в постовой ведомости.

Даже если инспектор ДПС одет в гражданскую одежду, у него обязательно должен быть нагрудный знак! Поэтому первое, что тебе нужно сделать после того, как сотрудник ГАИ (обязательно!) представился, — внимательно присмотреться, что там написано. Некоторые затирают последние цифры своего индивидуального номера. Не стесняйся спросить и переписать их.

Один из важных моментов — психологический. Сразу показывай инспектору, что ты хорошо подкован, аргументированно доказывай свою позицию, упоминай пункты ПДД (как, ты настолько глуп, что не возишь эту полезную книжицу в бардачке?) — тогда у него пропадет соблазн поймать тебя на чем-то.

Итак, у патруля, стоящего НЕ на стационарном посту в авто без опознавательных знаков, должна быть ведомость — и ты даже можешь ее потребовать. Но вот показывать эту ведомость тебе они не обязаны. Зато ты вправе зафиксировать этот факт и указать его в объяснительной — потом все это (включая затертый номер или отсутствие нагрудного знака) будет учитываться в суде.

Иногда осуществляется и смешанный контроль на двух машинах: один автомобиль с опознавательными знаками, другой — без. К тому же они имеют право ехать в потоке машин, вылавливая нарушителей, двигаться впереди транспортного потока со скоростью, не превышающей установленную (для борьбы с превышением), останавливаться в опасных аварийных местах, чтобы предупредить аварии.

Но в любом случае патрульный автомобиль должен останавливаться и стоять в местах наилучшей его видимости для всех участников дорожного движения с одновременным пешим перемещением инспектора — то есть в законе вполне определенно сказано, что инспектор и автомобиль не должны прятаться!

В противном случае твоя задача — зафиксировать для дальнейшего возможного суда тот факт, что «рояль в кустах» все-таки был. Можно сфотографировать его с нескольких ракурсов. Также полезно будет, кстати, записывать самые любопытные моменты вашей увлекательной беседы на диктофон — сегодня он есть почти во всех мобильных телефонах и MP3-плеерах.

Останавливать машины в местах ограниченной видимости, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах ДПС запрещено (только в чрезвычайных случаях — например, для предотвращения аварии). Если это произошло — твои действия такие же, как и в предыдущем случае: зафиксировать этот факт всеми возможными средствами.

Стоять, бояться!

Также в период проведения специальных мероприятий допускается остановка т/с вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз. В других случаях, за исключением зоны стационарного поста ДПС, проверка документов запрещена.

Что же такое этот «стационарный пост дорожно-патрульной службы»? Он должен иметь какие-то служебные помещения, в которых должны находиться различные «оперативно-технические» средства. Важно знать, что существует зона ответственности, закрепленная за постом, в которой сотрудники ГАИ выполняют свои обязанности. Если тебя останавливают и пытаются наказать на большом удалении от ближайшего поста ДПС на основании утверждения о том, что данный участок якобы входит в зону ответственности такого-то поста, усомнись и попроси схему этой зоны.

А что если ты не заметил, что тебя тормозят? Для остановки инспектор имеет право использовать специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящую установку, а также махать руками или жезлом. Но! Его сигналы должны быть понятны водителю, поданы своевременно, а все его действия — предсказуемы для участников дорожного движения. Так что если это случилось «прямо перед носом», спокойно — столько, сколько необходимо, — ищи место для остановки и останавливайся. Даже если сотрудник ГИБДД все-таки подал все необходимые сигналы, он вряд ли сможет доказать это в суде. А ты вправе потребовать таких доказательств.

Приятное знакомство

При остановке инспектор должен представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание, фамилию и — внимание! — сообщить причину остановки транспортного средства. Как правило, причину не сообщают, но ты вправе ее спросить. Правда, причин этих много, перечислять все не будем, но тебе уточнить стоит. Это может пригодиться в суде или при написании жалобы вышестоящему начальству на некомпетентного сотрудника ДПС (например, проверка документов без соблюдения этих условий).

Важная деталь: сотрудники ГАИ (согласно требованиям «Наставления по работе ДПС ГИБДД») в любом случае обязаны в разговоре с гражданами проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость. Все это тоже необходимо фиксировать на диктофон!

Дело техники

Часто сотрудники ГИБДД, проверив наличие документов на дороге, начинают проводить осмотр технического состояния автомобиля прямо на месте: проверяют работу «ручного» тормоза; требуют предъявить огнетушитель, знак аварийной остановки; проверяют рулевое управление и т.п. Это неправомерно — на сей счет издан даже соответствующий приказ МВД (№ 329). Если у тебя есть талон техосмотра, то проверять давление в твоем огнетушителе они не имеют никакого права!

Техническое состояние твоего авто инспекторы имеют право проверять ТОЛЬКО на стационарных постах! И только в случаях, если для этого есть какие-то основания. А именно: если в правом нижнем углу ветрового стекла все-таки нет действующего талона о прохождении государственного технического осмотра; если нет регистрационных знаков или они нечитаемы либо установлены не на положенном месте; если есть какие-то неисправности, запрещающие эксплуатацию автомобиля. То есть такие неисправности, при которых дальше ехать нельзя: неисправное рулевое управление, неработающие или плохо работающие тормоза, плохие тягово-сцепные устройства и сломанные осветительные приборы.

Проверка может производиться только при наличии у проверяющих специальной техники. Причем техника должна пройти метрологическую проверку и иметь непросроченное свидетельство о такой проверке. Так что если вдруг инспектору не приглянутся твои тормоза, потребуй предоставить спецприборы для определения их надежности.

Обыск и свидание

Гаишник может заставить выйти тебя из машины во многих случаях (думает, что ты пьян, нужен свидетель, нужно сверить номер на двигателе с номером в документах и т.д., и т.п.). Так что если тебя просят выйти, сопротивляться и спрашивать повод не стоит. Но вот выходить из авто без просьбы ты не обязан.

А что если тебя останавливает сотрудник ДПС и сообщает, что ты нарушил пункт 2.1.2 ПДД, а именно: не был пристегнут ремнем безопасности.

Заучи эту фразу и выдай ему спокойным голосом: «Согласно п. 2.1.2 ПДД на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым ремнем безопасности необходимо только при движении, а мой автомобиль стоит. Я отстегнулся только что, пока вы шли ко мне, и сделал это для того, чтобы достать документы».

Редкий водитель не попадал в ситуацию, когда после остановки инспектором ДПС и проверки им документов следовало указание открыть багажник, бардачок, позволить заглянуть под сиденье и т.д. На вопрос водителя, имеет ли инспектор право без понятых проводить досмотр, как правило, следовал ответ: «Это не ДОсмотр, а Осмотр транспортного средства».

Действительно, согласно ст. 11 ФЗ «О милиции», сотрудники милиции имеют право осуществлять осмотр транспортного средства. Но необходимо разграничивать понятия «осмотр» и «досмотр». Порядок проведения досмотра автомобиля регламентируется статьей 27.9 КоАП РФ.

Досмотром транспортного средства называется обследование автомобиля, проводимое без нарушения его конструктивной целостности. То есть разбортовывать колеса, снимать сиденья, а тем более бензобак инспектор не имеет права. Досмотр может проводиться, только если у инспектора есть серьезные основания полагать, что где-то там у тебя прячутся «орудия совершения административных правонарушений». Твое неотъемлемое право — узнать эти основания.

При досмотре должны присутствовать двое или больше понятых (совершеннолетних лиц, не заинтересованных в исходе дела), которые ставят свою подпись, удостоверяя факт проведения досмотра. Ты при нем тоже должен присутствовать. Правда, в случаях, не терпящих отлагательства, досмотр автомобиля может быть осуществлен в отсутствие указанных лиц. Может быть также проведена фото- и киносъемка процесса. О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Просто так досмотр обычно не проводится, как правило, это какая-то акция — значит, у инспекторов должны быть документы на ее проведение за подписью вышестоящего лица. Ты можешь их потребовать, а они имеют право их не показывать. Ну а ты это все мотай на ус.

А осмотр — это просто осмотр: инспектор должен вежливо попросить водителя открыть багажник и показать, что там есть. Трогать, ворошить и переворачивать вещи он права не имеет. Будь настойчивее в отстаивании своей позиции — это твое право. И читай продолжение «правил поведения в гаишных баталиях» в следующем номере журнала «Обломофф».

Казнить нельзя! Или все-таки можно?

Как известно, у нас в стране действует презумпция невиновности. Но, к сожалению, судьи (как следует из практики) более склонны верить автоинспекторам. Поэтому в случае с дорожным движением у нас все-таки преобладает «презумпция виновности»: это ты вынужден доказывать, что не виновен, а не гаишник — что ты провинился.

Помимо того, с 1 июля 2008 года в некоторые части соответствующей статьи «о невиновности» КоАП РФ (15-й) внесены изменения, и она дополнена одним важным примечанием. Теперь положения этой статьи не распространяются на административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации «работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи». Проще говоря, если тебя «поймала» дорожная камера — изволь оплатить штраф. Никто не будет выяснять, находился ли ты в тот момент в состоянии аффекта и потому гнал под 200 км.