Дмитрий Кафанов прокомментировал для РИА PrimaМedia мнение Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ о целесообразности внедрении в российскую судебную практику доктрины «снятия корпоративных покровов»

Доктрина «снятия корпоративных покровов», не только является весьма интересной с точки зрения права и теории корпоративного управления. Она относится к правовым институтам развитого демократического общества, члены которого в полной мере несут социальную ответственность за собственные действия и решения. Такое мнение высказал партнер Юридической компании «Инмар» Дмитрий Кафанов.

Напомним, на ежегодном совещании председателей арбитражных судов Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ Антон Иванов предложил серьезно изучить вопрос о внедрении в российскую судебную практику доктрины «снятия корпоративных покровов», известной в странах англосаксонской правовой системы. Она позволяет в рамках борьбы с недобросовестным использованием статуса юридического лица привлекать к ответственности по долгам компаний реальных собственников, даже если они формально не являются владельцами таких компаний.

Предложение Председателя ВАС сразу же вызвало оживленное обсуждение со стороны представителей бизнес-сообщества, практикующих юристов. По мнению многих предпринимателей, указанные нововведения будут служить лишь дополнительными инструментом давления на бизнес.

Дмитрий Кафанов говорит, что в общих чертах рассматриваемая доктрина предполагает возложение по решению суда ответственности за результаты деятельности компании на лиц, которые осуществляют реальное управление компанией и определяют ее действия вне зависимости от того, являются ли они формально акционерами компании или нет. При этом суд, при наличии определенных обстоятельств, фактически прекращает действие положений об ограниченной ответственности юридического лица и рассматривает сделки так, как будто они были заключены не компанией, а реальными владельцам бизнеса.
Ведущие зарубежные юристы заявляли о необходимости принятия во внимание действительной цели создания компании, понимания реальной системы принятия управленческих решений внутри компании еще при формировании в конце 19 века самого понимания юридического лица, как отдельного субъекта экономических отношений.

С развитием мировой экономической системы, изменением рыночных отношений, правовые механизмы преодоления формальных положений об ограниченной ответственности юридического лица стали широко использоваться в зарубежной судебной практике, особенно в США, Гонконге, Сингапуре. Судебные органы при рассмотрении дел стали принимать во внимание действительную деловую цель, для которой была создана компания или группа компаний. И если в рамках изучения обстоятельств дела оказывается, что юридическое лицо создано с целью обмана контрагентов, для осуществления какой-либо неправомерной деятельности, как инструмент уклонения от уплаты налогов, как ширма, используемая для сокрытия действительной активности, суд принимает решение о возложении ответственности на лицо или лиц, которые реально стоят за компанией.

Возможность привлечения в судебном порядке бенефициаров бизнеса к гражданско-правовой ответственности вне зависимости от наличия созданных ими корпоративных инструментов и структур, предназначенных для минимизации рисков предъявления требований со стороны третьих лиц, обсуждается в настоящее время и ведущими российскими правоведами. В частности предлагается возлагать на контролирующую компанию лицо или лиц солидарную ответственность по сделкам в случаях, когда такие сделки осуществлялись по непосредственному указанию реальных владельцев.

При этом однозначно необходимо выработать четкие и понятные механизмы реализации доктрины «снятия корпоративных покровов», с тем, чтобы подобный правовой институт не служил инструментом давления на бизнес.

Источник: PrimaMedia