Павел Фигуров прокомментировал для РИА «Дейта» положение законопроекта о поддержке судостроения и судоходства.

Российское судостроение требует перемен

Несмотря на положительный характер законопроекта о поддержке судостроения и судоходства в РФ, необходима доработка ряда спорных положений.

Как стало известно РИА «Дейта», 6-7 июля Госдума РФ запланировала рассмотрение в первом чтение законопроекта о поддержке судостроения и судоходства в РФ, разработанного Минтрансом и Минпромторгом при поддержке ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) и внесенного в нижнюю палату российского парламента 30 мая.

Напомним, что законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства» затрагивает сразу две важнейшие темы для российских судостроителей и судовладельцев — поддержка судостроения и устранение недостатков Российского международного реестра судов (РМРС).

По мнению эксперта Юридической компании «Инмар» Павла Фигурова, в целом проект закона носит положительный характер, но в то же время содержит ряд спорных моментов, которые вероятно будут устранены при рассмотрении законопроекта в Госдуме.

В целях поддержки судостроения предлагается предоставить ряд льгот судостроительным и судоремонтным предприятиям, имеющим статус резидентов промышленно-производственных экономических зон, таких как освобождение от уплаты налога на землю и налога на имущество на 10 лет вместо действующего 5-летнего срока, а также корректировка положений, касающихся правового статуса образующих территорию зоны земельных участков, их принадлежности и территориального расположения.

«Представляется, что реализация таких положений сможет снизить стоимость постройки и ремонта судов на российских верфях, что позволит судостроительным предприятиям на равных конкурировать с зарубежными предприятиями, — комментирует Павел Фигуров. Однако, необходимо отметить, что отрасль судостроения сдерживается также нежеланием российских банков предоставлять кредиты на постройку судов на российских верфях на приемлемых условиях. Так в настоящее время, кредиты, предоставляемые российскими банками, имеют ограниченный срок (от 5 до 7 лет) и высокие процентные ставки (более 10 % годовых)».

В результате, судовладельцы вынуждены обращаться в иностранные банки, чьи условия более приемлемы, но в то же время одним из обязательных условий для получения кредита в которых является размещение заказов на иностранных предприятиях.

«Решение данной проблемы существенным образом сможет повлиять на улучшение ситуации в судостроительной отрасли», — констатирует Павел Фигуров.

Законопроект также предусматривает предоставление особых льгот судам, построенным на российских верфях после 1 января 2010 года (регистрация таких судов в РМРС, причем не только морских, но и речных судов, а также судов типа «река-море», разрешение таким судам совершать каботажные перевозки, а равно освобождение от налога на прибыль операций в отношении каботажных перевозок, осуществляемых такими судами).

Несомненно, предоставление дополнительных льгот для новопостроенных судов может стимулировать судовладельцев на размещение заказов на постройку судов на российских предприятиях и регистрацию таких судов под российским флагом, но в то же время, представляется, что регистрация всех новопостроенных судов именно в РМРС является неверной.

«Целью создания РМРС было обеспечение условий для сохранения и повышения конкурентоспособности российских предприятий-судовладельцев на международном рынке торгового мореплавания, — отмечает Павел Фигуров. Регистрация же в международном реестре всех судов, построенных после 1 января 2010 года (в том числе, речных), которые не обязательно будут совершать международные перевозки, противоречит смыслу международного реестра и расходится с международной практикой таких реестров».

По мнению эксперта юридической компании «Инмар», предоставление льгот необходимо, но в данном случае льготы должны «привязываться» не к реестру, а к судну, в противном случае рискует утратиться смысл регистрации судов в разных реестрах. Иными словами, суда, построенные после 1 января 2010 года, должны регистрироваться в международном реестре в том случае, если они будут использоваться для международных перевозок. Регистрация же речных судов в РМРС представляется недопустимой.

«Также законодателю следует ограничить срок предоставления льгот для новопостроенных судов (к примеру, 5 лет), поскольку, очевидно, что льготы не могут распространяться на новопостроенные суда бесконечно долго. Рано или поздно законодателю придется вносить изменения в законодательство с целью либо полного устранения льгот для всех судов либо предоставления льгот судам, построенным после, скажем, 1 января 2020 года. В результате судам, построенным ранее такого срока, зарегистрированным в РМРС и не осуществляющим международные перевозки, придется перерегистрироваться в другом реестре», — комментирует Павел Фигуров.

В рамках устранения недостатков Российского международного реестра судов законопроектом предлагается исключить требование о необходимости 10-летнего срока пребывания судна в реестре, а также освободить от уплаты страховых взносов на 15 лет в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

«Данные изменения ожидались уже давно. Во многом из-за таких положений сдерживалась регистрация судов в РМРС. Так в зарубежной практике после регистрации судна в международном реестре, судовладельцы освобождаются от уплаты социальных налогов, — поясняет Павел Фигуров. При этом, отметим, что РМРС в его нынешнем состоянии содержит ряд и других недостатков, таких как продолжительный срок регистрации в реестре (7 дней против 24 часов в других государствах), высокая стоимость регистрационного сбора, необходимость уплаты таможенных пошлин и НДС в случае ремонта судна за границей и другие. Устранение данных проблем сможет обеспечить возвращение большего количества судов под российский флаг».

Кроме того, законодатель, предоставляя льготы и преференции новопостроенным судам и судам, зарегистрированным в РМРС, обошел стороной судовладельцев, занимающихся каботажными перевозками.

«Представляется необходимым предоставление льгот и таким компаниям, необходимо рассмотреть вопрос о снижении налогового бремени, снижении таможенных пошлин и пр. Не все судовладельцы в состоянии разместить заказ на постройку для себя нового судна, многие из таких судовладельцев владеют устаревшим флотом, который необходимо обновлять, путем покупки других судов, бывших уже в эксплуатации. В результате практически полного освобождения от налогов судовладельцев, использующих новопостроенные суда, судовладельцы, которые пока не могут приобрести такие суда, могут оказаться в настолько невыгодном положении, что сама эксплуатация судов для них стает невыгодной», — констатирует Павел Фигуров.

В результате можно сказать, что законопроект затрагивает действительно важные темы и предусматривает ряд положений, которые могут существенным образом повлиять на состояние судостроительной отрасли и привлекательность РМРС, но при этом, необходима доработка ряда положений. Также при подготовке законопроекта к первому чтению следует привести законопроект в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», подписанным Дмитрием Медведевым 16 июня этого года.

Источник: Deita.ru