Новые правила регистрации судов

18.08.06 вступил в действие приказ Минтранса РФ от 21.07.2006 N 87 «Об утверждении правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах». Необходимость принятия новых правил была продиктована появлением Российского международного реестра судов.

В новых правилах детально регламентирована процедура регистрации, включая сроки совершения регистрационных действий. Основные положения Правил не изменились:

  • регистрация судов и прав на них производится по системе записей о судне и правах на него в Государственном судовом реестре РФ, Российском международном реестре судов и реестре строящихся судов. Иностранное судно, зафрахтованное российским фрахтователем по бербоут-чартеру, может быть зарегистрировано в бербоут-чартерном реестре или Российском международном реестре судов;

  • приведен перечень торговых портов, производящих регистрацию судов в Российском международном реестре судов, и перечень торговых портов, в которых осуществляется регистрация в иных реестрах;

  • регистрация осуществляется в одном из торговых портов по выбору собственника судна или фрахтователя, регистрация прав собственности на строящееся судно — в ближайшем к судостроительной организации торговом порту;

  • судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, может быть зарегистрировано в российском реестре после представления свидетельства, удостоверяющего, что судно исключено из иностранного реестра;

  • регистрации подлежат суда, право собственности и другие вещные права на суда, а также ограничения (обременения) прав на них;

  • органом регистрации является капитан морского торгового порта;

  • реестры судов носят открытый характер.

В перечень реестров, в которых регистрируются суда, включен Российский международный реестр (часть V Правил). В отношении РМРС установлены следующие правила:

  • международном реестре могут быть зарегистрированы российские суда и иностранные суда, зафрахтованные российскими фрахтователями по бербоут-чартеру, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг;

  • при регистрации судна в Российском международном реестре судов наряду с документами, необходимыми для регистрации в Государственный судовый реестр и бербоут-чартерный реестр, предъявляется документ об оплате государственной пошлины в размере, предусмотренном для первоначальной регистрации судна;

  • регистрация судов в Российском международном реестре судов подлежит ежегодному подтверждению.

  • помимо общих оснований, по которым судно подлежит исключению из любого судового реестра России, определены дополнительные основания, по которым судно может быть исключено из РМРС.

Все полномочия, ранее относящиеся к деятельности Министерства транспорта Российской Федерации (решение о переводе судна под флаг иностранного государства, решение о временном предоставлении иностранному судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации, организация регистрации судов, контроль за деятельностью капитанов торговых портов по регистрации судна) переданы Федеральной службе по надзору в сфере транспорта.

Из Правил исключена часть VIII, касающаяся ответственности за нарушение порядка регистрации судов.

В приложениях к Правилам приведены перечни морских торговых портов, в которых осуществляется регистрация судов и прав на них, образцы соответствующих свидетельств и других, необходимых для регистрации документов. В приложения также введена новая форма — «Свидетельство о регистрации ипотеки судна» (Приказ Минтранса РФ от 21.07.2006 N 87; зарегистрирован в Минюсте РФ 26.07.2006 N 8108).